ЧДД и ЧСС

Почему пульс меняется с возрастом?

Сердце малышей бьется достаточно часто. С возрастом, исходя из информации таблицы, количество сокращений сердечной мышцы снижается примерно вдвое. Пульс у подростка в 13 лет в норме, согласно таблице, приближается к стандартному значению взрослых людей.

Чтобы оценить, нормально ли работает сердечно-сосусистая система, нужно ориентироваться в таблице норм пульса у детей по возрастам и разобраться в причинах, из-за которых он изменяется с годами. Таковыми считаются:

  • снижение способности сердечной мышцы сокращаться вследствие растяжения клеток;
  • изменение объема крови, которое сердце может вытолкнуть в аорту;
  • увеличение протяженности сосудистого русла;
  • потеря сосудами эластичности;
  • повышение восприимчивости к адреналину.

Внимание! Для своевременной диагностики болезней сердечно-сосудистой системы в любом возрасте нужно систематически контролировать частоту ударов сердца. Если значение выходит за пределы нормы по возрасту, отмеченной в таблице, необходим осмотр профильного специалиста.

Точки прощупывания пульса на лучевой артерии

Норма для детей

Родители часто интересуются вопросом о том, какой пульс должен быть у ребенка. Однозначного ответа нет, ведь согласно таблице по возрасту, на частоту пульса в норме, влияет даже то, сколько малышу лет. Пульс у детей приближается к цифрам, нормальным для взрослых людей, лишь к 15 годам.

В основном этот процесс обусловлен изменением веса сердца. У только что родившихся деток, масса этого органа всего 15-25 г и может протолкнуть около 3 мл крови. Сердце здорового взрослого человека весит около 250 г. Одним сокращением выталкивается 75 мл крови. Потому в норме пульс в 3 года и будет чаще нормального пульса у подростка в 14 лет.

Важно! Значения пульса у ребенка в каждом возрасте различны во сне, при пробуждении и активном отдыхе. Предпочтительнее проводить замер в утренние часы и после обеденного сна малыша. В это время параметры наиболее достоверны.

Дома замерять число ударов сердца достаточно просто посредством прикладывания двух пальцев к крупным кровеносным сосудам. Для грудничков подойдет височная артерия. Старшим деткам удобнее использовать артерию на запястье. Чаще всего подсчет производится на протяжении 30 секунд, а потом полученные данные увеличиваются вдвое.

У новорожденных

Норма пульса у детей с момента рождения, согласно таблице по возрастам, достигает 120-140 ударов.

Значение непостоянно и зависит даже от срока рождения младенца. У недоношенных деток сердце бьется быстрее тех, кто появился на свет вовремя.

Важно! Во время плача и кормления грудью, ЧСС у новорожденного может достигать 160-190 ударов. Это достаточно высокий показатель даже для этого возраста, поэтому не стоит позволять малышу долго кричать.

У грудничков

Примерно к первому месяцу, согласно таблице по возрастам, пульса у детей в норме начинает постепенно снижаться. Таким образом, к годику нормальный пульс – 132 удара.

В раннем возрасте

Исходя из информации таблицы, пульс в 2 года в норме около 124 ударов. На него влияют двигательная активность, эмоциональное состояние и прочие факторы. Потому в этом возрасте частота сердцебиения по таблице в норме может быть от 94 до 154 ударов. Эти параметры принято считать нормальными. Они не говорят о развитии какой-либо патологии, хотя и существенно разнятся с усредненными цифрами.

У дошкольников

На приеме у педиатра родители спрашивают о том, каким должен быть пульс в 5 лет. Исходя из таблицы по возрасту, эта цифра соответствует пульсу у ребенка 6 лет в норме и достигает примерно 106 ударов. В таблице отмечено предельное расхождение с пульсом у ребенка 5 лет в норме в большую и меньшую сторону.

У школьников

Ответ на вопрос о том, каким должен быть пульс у ребенка 10 лет, например, можно получить у профильного специалиста. Согласно таблице, в этом возрасте цифра находится в диапазоне 68-108 ударов. Известно также, что пульс у ребенка 7 лет в норме будет заметно разниться с пульсом ребенка 10 лет в норме по таблице. Хотя дети этих возрастов и относятся к одной группе – «школьники», от этих 3 лет разницы в возрасте зависит количество сердечных ударов.

У подростков

Каким же должен быть пульс в 13 лет, поможет сориентироваться таблица значений по возрасту. Сердцебиение у подростка 15 лет должно быть почти таким же, как и у взрослого здорового человека. И достигает он в этом возрасте, согласно таблице, 75 ударов.

Важно! Специалисты отмечают, что сейчас особенно важно контролировать сердцебиение подростков. Ведь дисбаланс гормонального фона в это время способен спровоцировать нарушения в работе многих органов.

Что делать, если пульс у ребенка не соответствует усредненным значениям?

Напомним, что измерять частоту сердцебиения в любом возрасте лучше сразу после пробуждения ребенка.

Даже прием медикаментов, ОРВИ и банальное переедание способны становиться причиной ее изменения. Поэтому делать какие-то выводы о несоответствии пульса у детей норме таблицы по возрасту можно только после систематического проведения таких замеров.

Если при абсолютном покое число сердцебиений в детском возрасте кардинально разниться с нормами таблицы, это может указывать на возникновение определенных болезней. Из таблицы ясно, какой пульс должен быть в 6 лет. Ориентировочно эта цифра составляет 106 ударов. Между тем эта цифра может отклоняться от стандарта в сторону увеличения или уменьшения на 20 единиц. И это тоже вариант нормы. Если число превосходит возрастное значение из таблицы на 20%, причиной этому стала тахикардия.

Факторы, воздействующие на число ударов сердца:

  • железодефицитная анемия;
  • стрессы;
  • систематические перегрузки организма;
  • изменение температуры тела;
  • дисфункция эндокринной системы;
  • болезни сердца и органов дыхания.

Замедление сердцебиения в преобладающем большинстве случаев не считается патологией. Наоборот, является свидетельством высокого уровня физической подготовки. Сниженные показатели наблюдаются, например у спортсменов, а их сердце прекрасно натренировано.

Важно! Если ребенок слаб и бледен, у него кружится голова, темнеет в глазах, и падает артериальное давление, необходимо обратиться за консультацией к профильному специалисту.

Выводы

  1. Нет однозначного ответа на вопрос о том, каким пульс должен быть. В 12 лет, например, это значение будет существенно отличаться от того, какой пульс в 4 года. Это обусловлено рядом причин, самыми распространенными из которых являются возраст, эмоциональное и физическое состояние.
  2. С возрастом человеческое сердце увеличивается в размерах, повышается объем крови, которое орган может вытолкнуть за каждое сокращение. Поэтому в норме частота сердцебиения с возрастом становится реже. 140 ударов в минуту, которые считаются нормальной цифрой для новорожденного, постепенно к 16 годам снижаются до 70 ударов. Таким образом, пульс в 3 года в норме от 90 до 130 ударов, а пульс у подростка 14 лет в норме снижается до максимальной отметки в 95 ударов.
  3. Разница со значениями по возрасту, отмеченными в таблице, не всегда свидетельствует о развитии какой-либо патологии. Если кроме частоты сердцебиения, ребенка больше ничего не беспокоит, это вполне может оказаться индивидуальной особенностью организма.

Источник: https://cardiolog.online/simptomy/puls/norma-u-detej.html

ТЕХНИКА ПОДСЧЁТА ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Оснащение: Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ГЛАЗ И ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА ДЕТЯМ

Оснащение: Стерильный лоток, стерильная пипетка (2 шт.), кипяченая вода, капли в глаза, стерильные ватные шарики, 1 пара стерильных перчаток, лоток для отработанного материала, лоток для использованного инструментария, контейнеры для отходов класса В.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие, сообщить информацию о лекарственном средстве. Сравнить этикетку на флаконе с названием лекарственного вещества, назначенного ребёнку.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

3. Ребёнка успокоить, усадить со слегка запрокинутой головой или уложить.

Выполнение манипуляции:

1. Провести туалет глаз ватными шариками, смоченными в кипяченой воде, от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза использовать отдельный ватный шарик. Просушить глаза сухими ватными шариками

2. Лекарство набрать в пипетку.

3. Новорождённому или грудному ребёнку развести верхнее и нижнее веко двумя пальцами; ребёнка старшего возраста просят посмотреть вверх; стерильным ватным шариком, зажатым пальцем левой руки, оттянуть нижнее веко вниз.

4. Закапать в конъюнктивальный мешок 1-2 капли в оба глаза последовательно.

5. Промокательными движениями при помощи ватных шариков убрать излишки лекарства.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом, нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.7.728 — 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений».

3. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

4. Вымыть и осушить руки.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ПРОБЫ МАНТУ, ОЦЕНКА

Оснащение: Шприц одноразовый туберкулиновый (1 мл.), 70% этиловый спирт, ампула с туберкулином, прозрачная линейка, стерильные ватные шарики, стерильные перчатки, маска, история развития ребенка (ф.112), журнал учета, пробы Манту, лоток с дезинфицирующим раствором для перчаток, лоток для использованного инструментария, контейнер для отходов класса «В», мензурка.

Подготовка к манипуляции:

1. Перед постановкой пробы проверить в ф.112 запись о том, что ребёнок здоров и ему показано проведение профилактических прививок.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки, маску.

3. О6ъяснить маме или ребёнку ход манипуляции, получить информированное согласие.

4. Ребёнка успокоить или усадить с помощью помощника (зафиксировать ноги и одну руку пациента).

5. На свободной руке обнажить предплечье пациенту.

Выполнение манипуляции:

1. Осмотреть соответствие надписи на коробке и ампуле, проверить срок годности туберкулина. Осмотреть ампулу на предмет целостности и годности.

2. Ватным шариком, смоченным спиртом, обработать шейку ампулы двукратно, надпилить и вскрыть её.

3. Набрать из ампулы в шприц 0.2 мл. туберкулина, вытеснить воздух. 0,1 мл. оставить в шприце.

4. Накрыть ампулу с оставшимся туберкулином стерильной салфеткой и поставить в мензурку.

5. Обработать место инъекции 2-мя ватными шариками, смоченными спиртом.

6. Просушить кожу.

7. Ввести туберкулин строго внутрикожно в среднюю треть предплечья.

8. На месте инъекции образуется папула в виде «лимонной» корочки.

9. Извлечь иглу, не обрабатывая спиртом место инъекции.

10. Спросить о самочувствии пациента или убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

Завершение манипуляции:

1. Предупредить маму о необходимости контроля результата пробы через 72 часа.

2 Подвергнуть изделия медицинского назначения одноразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции.

3 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.7.728 — 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений».

4. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

5. Вымыть и осушить руки.

6. Заполнить медицинскую документацию.

Оценка пробы Манту

1. Наложить линейку перпендикулярно продольной оси предплечья и измерить границы папулы.

2. Если на месте инъекции отсутствует папула или диаметр папулы 1-2 мм — реакция отрицательная.

3. Папула от 2 до 4 мм. или гиперемия любого диаметра — реакция сомнительная.

4. Папула 5 мм. и более — реакция Манту положительная.

5. Папула 17 мм.и более — реакция гиперергическая.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА УХО РЕБЁНКУ

Источник: https://studopedia.ru/20_74507_tehnika-podscheta-chastoti-pulsa-u-detey-raznogo-vozrasta.html

Техника измерения артериального пульса у детей.

Манипуляция №1

Техника измерения артериального пульса у детей.

Цель: Подсчет пульсовых движений с целью оценки состояния сердечнососудистой системы, свойства пульса — частоту, ритм, напряжение.

Показания:Назначение врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение: Секундомер (часы), температурный лист, карандаш, маска

Возможные проблемы: Беспокойство ребёнка.

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Усадить или уложить ребенка в удобное положение

1.2. Вымыть руки.

1.3. Надеть маску

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Положить 2,3 и 4 пальцы на лучевую артерию, а 1 палец — со стороны тыла кисти ребёнка.

2.2. Прижать артерию к лучевой кости и определить напряжение пульса.

2.3. Определить ритмичность пульса: если пульсовые колебания возникают через равные

промежутки времени, пульс ритмичный. Напряжение определяется по той силе, с которой

нужно прижать артерию, чтобы её пульсовые колебания полностью прекратились. Пульс

может быть умеренного напряжения, напряженным (твердым), мягким.

2.4. Подсчитать количество пульсовых движений за 1 мин. Запомнить.

2.5. Сравнить с нормой:

Новорожденный -140 в мин.

1 год -130 — 120 в мин.

З года-110-115 в мин.

5 лет — 100 в мин.

I0лет—80-90 в мин.

12 лет — 80 в мин

3. Окончание манипуляции:

3.1. Вымыть руки; осушить

3.2. Снять маску

3.3. Записать результаты в мед. документы и отметить графически на температурном листе.

Примечание:

1. Помимо лучевой артерии пульс можно исследовать на сонной, височной артериях, по пульсации большого родничка.

2. Типы пульса: учащенный — тахикардия

замедленный — брадикардия.

у детей частота пульса — величина лабильная, поэтому наиболее точные данные получают при подсчете пульса во время сна.

Манипуляция №2

Техника подсчета частоты дыхательных движений у детей различного возраста

Цель: Определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений, тип дыхания.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение: Часы (секундомер), бумага, температурный лист, карандаш.

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Вымыть руки с мылом и осушить их.

1.2. Уложить ребенка на постель.

1.3. Объяснить ребенку цель и ход процедуры.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. В одну руку взять секундомер, а ладонь другой руки положить на живот (грудную клетку) ребенка).

2.2. Наблюдать за глубиной, ритмичностью, частотой дыхательных движений в течение 1

минуты.

2.3 у детей грудного возраста ЧДД лучше подсчитать во сне, поднеся к носику мембрану


фонендоскопа.

3. Окончание манипуляции:

3.1. Записать данные в медицинские документы и отметить ЧДД графически на температурном листе.

Примечание. Частота дыхательных движений зависит от возраста и пола:

у новорожденного — 48-50 в минуту.

1 год— 35 в минуту.

5 лет — 25 в минуту.

I0лет—20вминуту.

14 лет— 17 в минуту.

— В норме дыхательные движения ритмичны.

— Тип дыхания у детей зависит от возраста и пола:

у грудных детей — брюшной тип.

На 2 году — смешанный

С 3-х лет — грудной.

у подростков — девочек — грудной.

У подростков — мальчиков — брюшной.

Манипуляция №3

Манипуляция №4

Окончание манипуляции.

3.1. Данные записать в историю развития ребёнка

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №5

Алгоритм проведения антропометрии у детей старшего возраста.

Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка старшего возраста

Показания: Измерение показателей в декретированные сроки

Противопоказания: Нет

Оснащение: Весы медицинские, ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина

Возможная проблема: Нет

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Предупредить ребенка.

1.2. Исследование провести натощак.

1.З. Предварительно опорожнить мочевой пузырь, освободить кишечник.

1.4. Раздеть до нижнего белья.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Измерение массы:

— отрегулировать весы;

— закрыть затворку;

— поставить ребенка на середину площадки весов;

— открыть затвор;

— передвигал гири определить массу;

— закрыть затвор,

— спустить ребенка,

— одеть

2. Измерение роста:

— раздеть ребенка;

— поставить, касаясь ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком,

— опустить планшетку к голове,

— по шкале определить рост,

— обуть ребенка.

З. Измерение окружности головы

— сантиметровую ленту спереди положить на головы: уровне надбровных дуг;

— сзади через затылочный бугор,

— определить по ленте величину.

4. Измерение окружности груди


— спереди ленту положить на уровне сосков; груди:

— сзади — на уровне нижних лопаток;

— опустить руки;

— определить по ленте величину.

Окончание манипуляции.

3.1. Данные записать в историю развития ребёнка

3.2. Вымыть руки

Манипуляция №6

Подготовка к манипуляции

1.1. Приготовить:

— термометр;

— часы;

— ручку;

— температурный лист.

1.2. Объясните пациенту, как он должен вести себя во время термометрии.

1.3. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути опустился до отметки З 5

Выполнение манипуляции

2.1. Насухо протрите подмышечную впадину пациента.

2.2. Осмотрите подмышечную область пациента. При наличии в этой области воспалительного процесса нельзя проводить измерение температуры тела.

З. Поместить ртутный резервуар в подмышечную впадину так, чтобы ( полностью соприкасался с кожей. Маленькому ребенку медсестра прижимает плечо к грудной клетке.

Ребенок старшего возраста удерживает термометр сам, прижимая плечо к грудной клетке.

4. Через 10 минут извлеките термометр и определите его показания.

Окончание манипуляции

3.1. Запишите показания термометра в температурный лист и лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).

3.2. Встряхните термометр и погрузите его в дезинфицирующий раствор.

3.З. Вымойте руки.

Манипуляция №7

Алгоритм применения грелки

Цель: Для согревания

Показания: недоношенность II степени

Противопоказания: Повышенная температура тела

Оснащение: Грелка резиновая, горячая вода 600 С, пеленки, часы, дезраствор для дезинфекции грелки

Возможная проблема: Перегревание, ожог кожи

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовьте всё необходимое

1.2. Налейте в грелку горячую воду (на 1/З ее объема).

1.З. Вытесните воздух из грелки.

1.4. Закрутите пробку.

1.5. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.

1.6. Оберните грелку пеленкой.

1.7. Объясните пациенту ход процедуры.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Положите грелку на нужную поверхность тела (грудным детям грелки кладут под ноги и сбоку туловища).

2.2. Через 5 минут проверить, нет ли перегревания тканей

2.3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). Перерывы 15 -20 минут

3. Окончание манипуляции:

3.1. Снимите и продезинфицируйте грелку.

3.2. Спросите больного о самочувствии.

3.З. Осмотрите кожу, на коже должно быть легкое покраснение. Укройте тепло больного ребенка.

3.4. Вымойте руки.

Примечание: при согревании недоношенных детей тремя грелками (под ножками, по бокам туловища) воду в грелках следует менять поочередно.

Контролировать температуру тела, избегать перегревания.

Манипуляция №8

Манипуляция №9

Манипуляция №10

Гигиеническая ванна

Цель: Для обеспечения гигиенического режима новорожденного и грудного ребёнка

Показания: Поддержание гигиены кожи

Противопоказания: Заболевания пупочной ранки

Оснащение: Ванночка, пелёнка, кипячёная вода t 37,5-380 С, детское мыло, термометр для воды, кувшин для ополаскивания

Возможная проблема: Перегревание, переохлаждение, утопление

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Приготовить всё необходимое для купания

1.2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, сполоснуть кипятком;

1.3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.

1.4. Налить воду температуры 36,5-37,0 °С (чтобы не образовывались водяные пары, горячую и холодную воду наливать попеременно);

1.5. Набрать кувшин с водой для ополаскивания (Т 36,5 — 37,0 °С);

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Распеленать ребёнка

2.2. Левой рукой поддерживать ребенка под спину и затылок, правой — ягодицы и бедра;

медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша;

2.3. Погрузить в воду все тело ребенка (вода должна доходить до линии сосков);

2.4. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды;

2.5. Помыть голову детским мылом;

2.6. Помыть все тело, используя фланелевую пеленку (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами);

2.7. Перевернуть ребенка кверху спиной;

2.8. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35 °С);

2.9. Завернуть ребенка в мягкую тёплую пеленку (полотенце) и обсушить промокательными движениями.

3. Окончание манипуляции:

3.1. Вылить из ванночки воду, ополоснуть её кипятком, убрать на место

3.2. Вымыть руки.

Примечание: — первую гигиеническую ванну проводить новорожденному только после заживления пупочной ранки;

-здорового новорожденного купают ежедневно;

-не купать малыша сразу после кормления!

Манипуляция №11

Манипуляция №12

Манипуляция №13

Окончание манипуляции.

3.1. Вымыть руки

3.2. Ребёнка уложить

ПОМНИТЬ!

Ø Если при купании не все корочки удалось смыть, повтори процедуру в течение нескольких дней.

Манипуляция №14

Алгоритм пеленания новорожденного ребенка (для дома).

Цель: Поддержание оптимальной температуры тела

Показания: Сохранить тепло

Противопоказания: нет

Оснащение: Комплект пелёнок

Возможная проблема: Нарушение техники пеленания и как следствие, невозможность сохранения тепла

Этапы:

Подготовка к манипуляции

1.1. Приготовить комплект пеленок: фланелевая пеленка, две белых тонкие пеленки, подгузник, тонкая распашонка, косынка.

Выполнение манипуляции

2.1. Тщательно вымыть руки.

2.2. На столе разложить пеленки: фланелевую, на нее тонкую белую, завернуть край, затем тонкую пеленку сложенную вдвое, подгузник, косынку.

2.3. Ребенка уложить на расстеленные пеленки.

2.4. Надеть распашонку спереди назад, подвернуть на 2 — З см.

2.5. Угол подгузника проводим между ножек, а оба других угла оборачиваем вокруг бедер.

2.6. Тонкую пеленку оборачиваем вокруг ребенка до подмышек прямым пеленанием, заводя пеленку между ножками.

2.7. Заправить углы косынки.

2.8. Запеленать в теплую пеленку, закрепить край.

Окончание манипуляции

Запеленав ребенка, уложить его в кроватку на бочок.

Манипуляция №15

Манипуляция №16

Манипуляция №17

Окончание манипуляции

3.1. Снимите перчатки.

3.2. Вымойте руки.

3.З.Отправьте пробирку с направлением в бактериологическую лабораторию.

Манипуляция №18

Окончание манипуляции.

3.1. Снимите перчатки.

3.2. Вымойте руки.

3.3. Отправьте пробирку с направлением в бактериологическую лабораторию.

Манипуляция №19

Введение капель в нос.

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Объяснить родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход манипуляции.

1.2. Вымыть руки, надеть перчатки.

1.3. Очистить ребенку раннего возраста носовые ходы от слизи и корочек, старшим детям предложить высморкаться (сначала освобождая правый носовой ход, затем левый и наоборот).

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Прочитать название препарата, срок годности.

2.2. Уложить ребенка на спину или усадить со слегка запрокинутой головой.

2.3. Набрать лекарственное средство в стерильную пипетку.

2.4. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка и наклонить голову на бок (при введении капель в правый носовой ход — вправо, при введении капель в левый носовой ход влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа).

2.5. Не касаясь пипеткой слизистой носа, закапать по 2-3 капли в каждый носовой ход.

2.6. Оставить голову в наклонном положении сначала в одну, потом в другую сторону, на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке.

3. Окончание манипуляции:

3.1. Спросить о самочувствии.

3.2. Обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима.

3.3. Вымыть руки.

Манипуляция №20

Окончание манипуляции:

3.1. Вымыть руки, снять перчатки, маску

3.2. Спросить ребенка о самочувствии

3.3. Шприцы, иглы, перчатки поместить в дезраствор.

Примечание: 1. Наиболее удобные места для внутримышечных инъекций — верхненаружный квадрат ягодицы и передненаружная область бедра.

2. При внутримышечных инъекциях в передненаружную область бедра, шприц нужно держать как писчее перо, под углом, чтобы не повредить надкостницу.

3. При внутримышечных инъекциях возможны осложнения:

— может сломаться игла, поэтому никогда не следует вводить иглу в мышцу до канюли — именно в этом месте они чаще всего ломаются

— может быть повреждение нервных стволов из-за неправильного выбора места инъекции;

— может образоваться инфильтрат из-за несоблюдения правил асептики.

Обо всех осложнениях медицинская сестра должна немедленно сообщить врачу.

Манипуляция №21

Манипуляция №22

Манипуляция №23

Манипуляция №24

Подготовка к манипуляции

1.1. Подготовить:

— емкость для кипячения сосок с 2 % раствором соды;

— ершики для мытья бутылочек;

— емкость с мыльно-содовым раствором для замачивания бутылочек;

— сухожаровой шкаф.

Выполнение манипуляции

1. Бутылочки и соски промыть под проточной водой.

2. Бутылочки погрузить в З % раствор хлорамина на 1 час.

З. Промыть ершиками в З % растворе хлорамина.

4. Промыть бутылочки под проточной водой в течение 1 минуты.

5. Погрузить в мыльно-содовый раствор, промыть в нем ершики.

6. Промыть бутылочки под проточной водой в течение 5 минут.

7. Промыть бутылочки дистиллированной водой в течение 1 минуты.

8. В перевернутом виде высушить бутылочки в сухожаровом шкафу при t0 850до исчезновения влаги.

9. Стерилизовать в сухожаровом шкафу при температуре 1800 60 минут.

10. Соски прокипятить в 2 % растворе соды в течение 15 минут.

11. Раствор соды слить, а соски хранить в этой же емкости. Срок хранения сутки.

Окончание манипуляции

Бутылочки используют для разлива молочных смесей.

Манипуляция №25

Подготовка к манипуляции

1.1. Подготовить ребенка к кормлению: перепеленать, прочистить носовые ходы жгутиками или отсосать слизь резиновым баллончиком.

1.2. Налить необходимое на одно кормление количество молока в мензурку, предварительно согрев его на водяной бане.

1.3. Приготовить зонд с воронкой или шприцом, зажим.

Выполнение манипуляции

2.1. Положить ребенка на спину, голову повернуть на бок.

2.2. Измерить расстояние от переносицы до нижнего края грудины.

2.3. Сделать отметку на зонде.

2.4. Проверить проходимость зонда кипяченой водой.

2.5. Смочить конец зонда в молоке.

2.б. Заполнить зонд молоком и зажать его у воронки зажимом.

2.7. Правой рукой взять зонд на расстоянии 7 — 8 см от конца. Ввести зонд в рот

2.8. Продвинуть зонд по пищеводу (на 10 — 12 см) до отметки.

2.9. Долить в воронку назначенное количество молока.

2.10. Снять зажим и ввести молоко в желудок, подняв конец зонда с воронкой над головой ребенка.

2.11. Быстро, зажав зонд пальцем, извлечь его.

Окончание манипуляции

3.1. Понаблюдать за состоянием ребенка.

3.2. Промыть зонд и воронку.

3.3. Простерилизовать кипячением в течение 15 минут.

Манипуляция №26

Выполнение манипуляции

2.1. Капнуть несколько капель молока из соски на руку. Проверить температуру смеси. Молоко должно не вытекать, а капать.

2.2. Ребенка, подготовленного к кормлению, взять на руки как для кормления грудью.

2.3. Раздражая губы ребенка соской, вызвать сосательный рефлекс.

2.4. Держать бутылочку в таком положении, чтобы горлышко было заполнено смесью.

2.5. Длительность кормления 20 минут.

2.б. По окончании кормления проведите профилактику азрофагии.

Окончание манипуляции

3.1. Ребенка уложить на бочок с возвышенным изголовьем.

3.2. Обработать бутылочку и соску.

Манипуляция №27

Алгоритм кормления грудью.

Цель: Накормить ребёнка

Показания: Обеспечение ребёнка необходимыми для развития и иммунитета ингредиентами

Противопоказания: резус-конфликт, мастит у матери, повторная беременность во второй её половине, инфекционные заболевания матери

Оснащение: Чистое бельё, мыло для мытья рук, чистая салфетка

Возможная проблема: Затруднения вскармливания со стороны матери и ребёнка

Этапы:

Подготовка к манипуляции

1.1. Одеть ребенка (до З-х месяцев — перепеленать, старше З-х месяцев ползунки).

1.2. За 10 — 15 минут до кормления выпить стакан теплого чая с молоком.

1.З. Вымыть грудь с мылом, высушить чистым полотенцем.

1.4. Сцедить 2 — З капли молока в салфетку.

Выполнение манипуляции

2.1. Взять ребенка на руки, чтобы он удобно и устойчиво лежал.

2.2. Касаясь губ ребенка соском железы вызвать сосательный рефлекс.

2.З. Следить, чтобы ребенок захватил не только сосок, но и околососковый кружок. Поддерживать грудь снизу и освобождать носик ребенка сверху.

2.4. Продолжительность кормления не более ЗО минут.

2.5. По окончании кормления провести профилактику аэрофагии (держи ребенка вертикально).

2.б. Уложить ребенка на бок.

Окончание манипуляции

3.1. Сцедить остатки молока из груди, которой кормили ребенка.

3.2. Грудь обмыть теплой водой, высушить чистым полотенцем.

Манипуляция №28

Подготовка к манипуляции

1.1. Оденьте ребенка так, чтобы в случае, если он помочится, жидкость впиталась бы в окружающие ткани (одежду матери, одеяло). Для этой цели используйте подгузники типа “Памперс” или медицинскую клеенку.

1.2. Подготовьте мать к грудному кормлению.

Выполнение манипуляции

2.1. Взвесьте ребенка в одежде (вес №1).

2.2. Мама кормит ребенка ЗО минут.

2.З. Взвесьте ребенка в этой же одежде (вес № 2). Разница в весе № 2 и № 1 — количество высосанного молока.

Окончание манипуляции

Объясните маме, что контрольное кормление в течение суток проводится несколько раз (не менее трех).

Манипуляция №29

Манипуляция №30

Манипуляция №31

Техника промывания желудка.

Цель: Удаление из желудка при острых отравлениях желудочного содержимого (содержащего лекарственные препараты, принятые внутрь, недоброкачественную пищу, алкоголь, грибы и др. токсические агенты).

Показания: Острый гастрит, отравления

Противопоказания: Кровотечение из желудка.

Оснащение:

— вода, мыло, полотенце, фартук, перчатки

— стерильный толстый желудочный зонд, стерильная воронка (шприц)

— роторасширитель, языкодержатель, шпатель, салфетка

— емкость для промывных вод, емкости с дезраствором

— емкость с водой для промывания желудка

Возможные проблемы: Беспокойство ребенка

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Предупредить пациента (родителей) о предстоящей манипуляции, получить их согласие.

1.2. Приготовить все необходимое для манипуляции.

1.3. Вымыть руки, надеть перчатки, фартук.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Ребенка младшего возраста уложить на левый бок со слегка повернутым вниз лицом и приподнятым на 15-20 о ножным концом. Ребенка дошкольного возраста помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих и прижав его голову к своему плечу, ребенка старшего возраста усадить на стул, зафиксирован при необходимости руки.

2.2. Определить расстояние на которое следует ввести зонд: от середины переносицы до пупка и сделать отметку на зонде.

2.3. Открыть рот ребенка шпателем или роторасширителем.

2.4. Смочить кипяченой водой слепой конец зонда.

2.5. Правой рукой быстрым движением завести зонд за корень языка.

2.6. Попросить ребенка сделать несколько глотательных движений, либо осторожно, без насилия, продвинуть зонд по пищеводу.

2.7. После попадания зонда в желудок присоединить к нему воронку (шприц) и опустить ниже уровня желудка.

2.8. Держа воронку ниже уровня желудка ребенка, заполнить воронку водой.

2.9. Осторожно поднять воронку вверх, пока вода не уйдет в желудок до горлышка воронки (шприца).

2.10. Опустить воронку вниз, чтобы в нее стали поступать промывные воды.

2.11. Промывные воды из воронки вылить в таз.

2.12. Вновь заполнить воронку чистой водой и повторить процедуру промывания пока из желудка не будут поступать чистые промывные воды.

2.13. Закончив процедуру, сиять воронку (шприц) и быстрым движением извлечь зонд.

2.14. Убрать роторасширитель, освободить зафиксированные руки.

2.15. Уложить ребенка в постель.

З. Окончание манипуляции:

3.1 Использованный инструментарий опустить в дезраствор.

3.2. Снять перчатки, вымыть руки.

Примечание: Количество жидкости для промывания желудка зависит от возраста ребенка, чтобы избежать водного отравления:

новорожденным — 200мл.,

до б мес — 500мл.,

до1 года — 1 литр,

старше 1 года 1 л/год жизни, но не более 10 литров.

Температура жидкости для промывания желудка у детей раннего возраста — 22-24 о С, у остальных — комнатная.

Манипуляция №32

Манипуляция №33

Манипуляция №34

Техника взятия фекалий на наличие паразитов (на яйца глистов)

Цель: Выявить наличие глистных инвазий, кишечных паразитов.

Показания: Обследование, назначение врача.

Противопоказания: Нет

Оснащение:

— проточная теплая вода, мыло, индивидуальное полотенце

— перчатки, горшок, шпатель, стеклянный флакон, бланк-направление

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Объяснить родителям смысл и ход манипуляции

1.2. Вымыть руки с мылом, осушить их полотенцем, надеть перчатки.

1.3 Чистый горшок обдать кипятком, который слить в унитаз

2. Выполнение манипуляции:

2.1. На остывший сухой горшок посадить ребенка для акта дефекации

2.2 Перенести каловые массы из 3-4 мест (не менее 5 гр) шпателем в стеклянный флакон (баночку)

2.3. Закрыть флакон крышкой

2.4. Подмыть ребенка

З. Окончание манипуляции:

3.1 Шпатель промыть под проточной водой и погрузить в дезраствор

3.2. Снять перчатки и погрузить в дезраствор

3.3. Вымыть с мылом и осушить полотенцем руки

3.4. Выписать направление и отправить материал в лабораторию сразу или через 8-12 часов

при условии его хранения в холодильнике при Т +30 +40 С.

Манипуляция №35

Манипуляция №36

Подготовка к манипуляции

1.1. Объяснить маме или ребенку смысл и ход манипуляции.

1.2. Подготовить оснащение.

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Поднять ребенка с постели в б часов утра, чтобы он помочился в унитаз.

2.2. Начиная с б часов утра и каждые З часа (9, 12, 15, 18, 21, 24, 3,6 часов) собирать мочу в

отдельные баночки.

З. Окончание манипуляции:

3.1 Утром следующего дня отправить все баночки с мочой в лабораторию с направлением.

Примечание:

1) Соблюдать обычный для ребенка водный режим.

2) Фиксировать количество выпитой за данные сутки жидкости.

3) В течение 3-х часов ребенок может помочиться в баночку несколько раз, о чем его заранее

нужно предупредить.

4) Если в течение 3-х часов ребенок не помочился, соответствующая баночка остается пустой

5) Если в течение 3-х часов мочи окажется больше, чем помещается в баночку, то надо дать

дополнительную баночку, без номера, указав час мочеиспускания.

Манипуляция №37

Манипуляция №38

Техника сбора мочи на сахар

Цель: Выявить наличие или отсутствие глюкозы в моче

Показания: Сахарный диабет, заболевания почек

Противопоказания:

Оснащение:

— Ёмкость для сбора мочи объем 3-6 л

— емкость для мочи объемом 200 мл

— мерный цилиндр

Возможные проблемы: Беспокойство ребенка

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Объяснить матери или ребенку ход и смысл процедуры

1.2. Подготовить все необходимое

2. Выполнение манипуляции:

2.1 Утреннюю, после сна, порцию мочи слить в унитаз

2.2. Собрать мочу произвольно, в течение суток, в одну емкость

2.3. Измерить общее суточное количество мочи мерным цилиндром

2.4. Перемешать мочу и отлить 100 мл в отдельную посуду

З. Окончание манипуляции:

3.1. Отправить эго количество мочи в лабораторию, указав в сопроводительном документе

суточный диурез

Примечание: Мочу хранить в темном прохладном месте

Манипуляция №39

Манипуляция №40

Манипуляция №41

Манипуляция №1

Техника измерения артериального пульса у детей.

Цель: Подсчет пульсовых движений с целью оценки состояния сердечнососудистой системы, свойства пульса — частоту, ритм, напряжение.

Показания:Назначение врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение: Секундомер (часы), температурный лист, карандаш, маска

Возможные проблемы: Беспокойство ребёнка.

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1. Усадить или уложить ребенка в удобное положение

1.2. Вымыть руки.

1.3. Надеть маску

2. Выполнение манипуляции:

2.1. Положить 2,3 и 4 пальцы на лучевую артерию, а 1 палец — со стороны тыла кисти ребёнка.

2.2. Прижать артерию к лучевой кости и определить напряжение пульса.

2.3. Определить ритмичность пульса: если пульсовые колебания возникают через равные

промежутки времени, пульс ритмичный. Напряжение определяется по той силе, с которой

нужно прижать артерию, чтобы её пульсовые колебания полностью прекратились. Пульс

может быть умеренного напряжения, напряженным (твердым), мягким.

2.4. Подсчитать количество пульсовых движений за 1 мин. Запомнить.

2.5. Сравнить с нормой:

Новорожденный -140 в мин.

1 год -130 — 120 в мин.

З года-110-115 в мин.

5 лет — 100 в мин.

I0лет—80-90 в мин.

12 лет — 80 в мин

3. Окончание манипуляции:

3.1. Вымыть руки; осушить

3.2. Снять маску

3.3. Записать результаты в мед. документы и отметить графически на температурном листе.

Примечание:

1. Помимо лучевой артерии пульс можно исследовать на сонной, височной артериях, по пульсации большого родничка.

2. Типы пульса: учащенный — тахикардия

замедленный — брадикардия.

у детей частота пульса — величина лабильная, поэтому наиболее точные данные получают при подсчете пульса во время сна.

Источник: https://cyberpedia.su/5x5c0d.html